1. |
№ 732003445198 от 18 марта 2020 года
Плановая выездная проверка
Орган контроля (надзора), проводящий проверку
Цель проверки
Федеральный государственный надзор в сфере образования, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ч.1 ст.93; Лицензионный контроль в сфере образования, Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ, ч.1 ст.19 1) Цели проверки: федеральный государственный надзор в сфере образования, лицензионный контроль за образовательной деятельностью, на основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства образования и науки Ульяновской области от 24.10.2019 № 1861-р. 2) Задачи проверки: обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования при организации и осуществлении образовательной деятельности; установление соответствия лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении им образовательной деятельности. 3) Предмет проверки: соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами
Выявлены нарушения
1. |
Сведения об ознакомлении или отказе ознакомления с актом КНМ руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении КНМ, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи
С актом поверки ознакомлен, копию акта с приложением получил
|
1. |
В нарушение п.п. 8-9 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 №276) утверждаемые работодателем графики проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям не содержат даты проведения аттестации, право педагогических работников на ознакомление с графиком неф менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации не обеспечено.
|
2. |
Правила приёма обучающихся на общеразвивающие программы и программы художественно-эстетического направления содержат нарушения законодательства об образовании: а) в нарушение ч. 2 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - № 273-ФЗ) локальным нормативным актом реализация программ дополнительного образования для взрослых не предусмотрена; б) в нарушение п. 3 ч. 2 ст. 25, ч. 3 ст. 108 № 273-ФЗ предусмотрен приём на обучение по программам художественно-эстетической направленности, обучение по которым в настоящее время не предусмотрено; в) в нарушение ч. 3 ст. 75 № 273-ФЗ локальный нормативный акт содержит нормы, ухудшающие положение обучающихся по сравнению с установленным законодательством об образовании положением: в перечень документов, обязательных для предоставления при приёме обучающихся, включены медицинские справки; г) в нарушение п. 15 ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 61 № 273-ФЗ Уставом установлен перевод обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, порядок которого не предусмотрен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
|
3. |
В нарушение п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение по дополнительным предпрофессиональным программам учащихся, зачисленных на второй и последующие годы обучения (кроме выпускных классов), осуществляется в отсутствии утверждённых индивидуальных учебных планов.
|
4. |
Правила внутреннего распорядка обучающихся содержат нарушения законодательства об образовании: а) в нарушение ч.ч. 1, 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» режим учебных занятий определён в локальном нормативном акте без учёта санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; б) в нарушение п. 15 ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в локальном нормативном акте закреплено право обучающихся на перевод в другое образовательное учреждение дополнительного образования детей, порядок которого не предусмотрен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования; в) в нарушение ч.ч. 1-2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядок и основания отчисления обучающихся определены без учёта обязательных требований.
|
5. |
В нарушение ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в локальных нормативных актах наименование МБУ ДО «Майнская ДШИ им.В.Н.Кашперова» указано не в соответствии с Уставом образовательной организации.
|
6. |
В нарушение ч. 5 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» зачисление обучающихся на обучение по дополнительным общеразвивающим программам в рамках оказания платных образовательных услуг осуществляется в отсутствие заявлений родителей (законных представителей), подача которых предусмотрена п. 3.3 Правил приёма обучающихся на обучение по платным дополнительным образовательным программам в МБУ ДО «Майнская ДШИ им. В.Н.Кашперова».
|
7. |
Устав образовательной организации содержит нарушения действующего законодательства: а) в нарушение ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - № 273-ФЗ) в Уставе неверно указан действующий федеральный закон, регулирующий отношения в сфере образования; б) в нарушение п. 3 ч. 1 ст. 34 № 273-ФЗ в п. 3.9 Устава ограничено право обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану; в) в нарушение ч. 1 ст. 55 № 273-ФЗ согласно Уставу правом поступления в образовательную организацию пользуются только граждане РФ; г) в нарушение ч.ч. 1, 2, 4 ст. 61 № 273-ФЗ основания отчисления определены без учёта требований действующего законодательства, при этом отчисление обучающихся во время каникул не допускается, в том числе по инициативе совершеннолетних обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; д) п. 3.16 Устава разработан без учёта требований ст. 58 № 273-ФЗ; е) в нарушение ч. 2 ст. 54 № 273-ФЗ содержание договора об образовании определено в Уставе без учёта требований законодательства об образовании: не предусмотрено указание формы обучения; ж) в нарушение п. 15 ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 61 № 273-ФЗ Уставом установлен перевод обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, порядок которого не предусмотрен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;
|
8. |
В нарушение ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» договоры об оказании платных образовательных услуг заключаются после издания приказа о зачислении обучающихся.
|
9. |
В нарушение ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации приказы об отчислении отдельных учащихся изданы в отсутствие заявлений родителей (законных представителей).
|
10. |
Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся содержит нарушения законодательства об образовании: а) в нарушение п. 15 ч. 1 ст. 34, ст. 62 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - № 273-ФЗ) локальный нормативный акт разработан без учёта типа образовательной организации: установлено право обучающихся на восстановление в образовательной организации; б) в нарушение ч.ч. 2, 8-9 ст. 58 № 273-ФЗ согласно локальному нормативному акту обучающиеся условно переводятся в следующий класс при наличии академической задолженности по одному предмету, обучающиеся, прервавшие обучение, оставляются на повторный год обучения решением педсовета; в) в нарушение ч. 6 ст. 83 № 273-ФЗ в локальном нормативном акте закреплено право образовательной организации осуществлять внутренний перевод обучающихся с одной предпрофессиональной программы на другую предпрофессиональную программу со сменой специальности без проведения процедуры индивидуального отбора; г) в нарушение п. 15 ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 61 № 273-ФЗ локальным нормативным актом установлен перевод обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, порядок которого не предусмотрен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования; д) в нарушение ч.ч. 1-2 ст. 61 № 273-ФЗ порядок и основания отчисления обучающихся определены без учёта обязательных требований.
|
11. |
Правила приёма обучающихся на обучение по платным дополнительным образовательным программам в МБУ ДО «Майнская ДШИ им. В.Н.Кашперова» содержат нарушения действующего законодательства: а) в нарушение п. 2 Правил оказания платных образовательных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706) в локальном нормативном акте вместо понятия «обучающийся» используется понятие «потребитель»; б) в нарушение ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - № 273-ФЗ) в локальном нормативном акте содержится ссылка на утративший силу нормативный правовой акт приказ Министерства образования и науки России от 29.08.2013 №1008, а также некорректно указан действующий федеральный закон, регулирующий отношения в сфере образования; в) в нарушение ч. 1 ст. 92 № 273-ФЗ предусмотрена обязанность образовательной организации ознакомить заказчика со свидетельством о государственной аккредитации; г) в нарушение ч. 4 ст. 53 № 273-ФЗ согласно локальному нормативному акту обучающийся считается принятым на обучение с момента издания директором приказа о зачислении на обучение;
|
12. |
В нарушение п.п. 17 ч. 1 ст. 34, п. 7 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не представлены документы, подтверждающие деятельность коллегиального органа управления с участием обучающихся и их родителей (законных представителей), предусмотренного Уставом образовательной организации (протоколы Совета школы отсутствуют).
|
13. |
В нарушение ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в МБУ ДО «Майнская ДШИ им.В.Н.Кашперова» наряду с аттестацией педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности неправомерно проводится аттестация всех педагогических работников на соответствие профессиональному стандарту работников.
|
14. |
Положение о деятельности конфликтной комиссии по урегулированию споров между участниками образовательного процесса содержит нарушения законодательства об образовании: а) в нарушение ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено создание конфликтной комиссии на определённый срок; б) в нарушение ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» состав комиссии определён без учёта требований действующего законодательства; в) в нарушение ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» цели создания и функции комиссии определены без учёта требований действующего законодательства; г) в нарушение ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» некорректно указан действующий федеральный закон, регулирующий отношения в сфере образования.
|
15. |
Локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность коллегиальных органов управления образовательной организации, не соответствуют законодательству об образовании: а) в нарушение ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - №273-ФЗ) Положение о Совете школы, Положение о педагогическом совете, Положение об Общем собрании трудового коллектива противоречат Уставу образовательной организации; б) в нарушение ч. 1 ст. 4 № 273-ФЗ в Положении о Совете школы, Положении о Методическом Совете, Положении о педагогическом совете, Положении об Общем собрании трудового коллектива некорректно указан действующий федеральный закон, регулирующий отношения в сфере образования, либо имеется ссылка на утративший силу нормативный правовой акт (Закон Российской Федерации «Об образовании»); в) в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 25, ч. 5 ст. 26 № 273-ФЗ Положение о родительском комитете, Положение о родительском собрании регламентируют деятельность коллегиальных органов управления, не предусмотренных Уставом образовательной организации;
|
16. |
В нарушение ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» информация, размещённая на официальном сайте, в установленный срок (в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений) не обновляется.
|
17. |
Положение о предоставлении платных образовательных услуг содержит нарушения действующего законодательства: а) в нарушение ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в локальном нормативном акте содержится ссылка на утративший силу нормативный правовой акт приказ Министерства образования и науки России от 29.08.2013 № 1008; б) вид и направленность реализуемых дополнительных общеразвивающих программ указаны в локальном нормативном акте без учёта требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196); в) в нарушение ч. 2 ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» локальным нормативным актом неправомерно установлено условие перевода на обучение по аналогичной дополнительной общеобразовательной программе за счёт бюджета при наличии вакантных мест, а именно хорошие результаты и освоение программных требований; г) в нарушение ч. 2 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» локальным нормативным актом реализация программ дополнительного образования для взрослых не предусмотрена.
|
18. |
В нарушение ч. 3 ст. 30, ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» документы, подтверждающие учёт мнения совершеннолетних обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, отсутствуют.
|
19. |
В нарушение ч.ч.2-3 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений не создана.
|
20. |
В нарушение п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» документы, подтверждающие обеспечение права педагогических работников Погодиной Л.А., Улановой П.А. на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, отсутствуют.
|
21. |
Положение о правилах приёма детей в целях обучения по дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам в области искусств содержат нарушения законодательства об образовании: а) в нарушение ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» перечень сведений, подлежащих обязательному размещению на официальном сайте и на информационном стенде образовательной организации, сроки размещения данных сведений и сроки проведения дополнительного отбора и зачисления поступающих определены в локальном нормативном акте без учёта требований п.п. 8, 23 Порядка приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств (утв. приказом Министерства культуры РФ от 14.08.2013 № 1145 по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации); б) в нарушение ч. 1 ст. 30, ч.ч. 1, 9 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в локальном нормативном акте медицинские документы, подтверждающие возможность детей осваивать предпрофессиональные программы в области хореографического искусства, включены в перечень документов, являющихся основанием для приёма в образовательную организацию, что противоречит установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам; в) в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в локальном нормативном акте неправомерно установлен приём обучающихся, достигших возраста 14 лет, по их личному заявлению.
|
22. |
В нарушение ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядок проведения аттестации педагогических работников МОУ ДОД «Майнская детская школа искусств им. В.Н. Кашперова» в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям противоречит требованиям Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 №276).
|
23. |
Приём обучающихся проводится с нарушением требований законодательства об образовании: а) приём на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам осуществляется без учёта требований Порядка приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств (утв. приказом Министерства культуры РФ от 14.08.2013 № 1145 по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации); б) в нарушение п. 3 ч. 4 ст. 41, ч.ч. 1, 9 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приём осуществляется на основании медицинских заключений о состоянии здоровья, что противоречит санитарно-эпидемиологическим нормативам и требованиям.
|
24. |
Порядок регламентации и оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МОУ ДОД «Майнская ДШИ им. В.Н.Кашперова» и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) содержит нарушения действующего законодательства: а) в нарушение п. 1 ч. 3 ст. 23, п. 16 ч. 1 ст. 34, раздела 6 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - № 273-ФЗ) локальный нормативный акт разработан без учёта специфики образовательной организации: предусмотрено приостановление образовательных отношений, а также право обучающихся на восстановление в образовательной организации; б) в нарушение п. 3 ч. 2 ст. 25, ч. 3 ст. 108 № 273-ФЗ предусмотрен приём на обучение по программам художественно-эстетической направленности, обучение по которым в настоящее время не предусмотрено; в) локальный нормативный акт разработан без учёта требований Порядка приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств (утв. приказом Министерства культуры РФ от 14.08.2013 № 1145 по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации); г) содержание договора об оказании платных образовательных услуг определено в локальном нормативном акте без учёта требований п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706); д) в нарушение п. 1 ч. 3 ст. 23, п. 15 ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 61 № 273-ФЗ установлено досрочное прекращение образовательных отношений в случае перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, порядок которого не предусмотрен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, а также в случае невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному и ответственному освоению дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств и выполнению учебного плана.
|
25. |
Договоры об образовании содержат нормы, противоречащие требованиям законодательства об образовании: а) в нарушение ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в договорах не указаны основные характеристики образования, в том числе вид, направленность образовательной программы и форма обучения; б) в нарушение п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» согласно договорам, платные дополнительные образовательные услуги предоставляются по дополнительному соглашению; в) в нарушение ч. 1 ст. 4, п. 31 ст. 2, ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в договорах некорректно используются понятия «средне-специальное учебное заведение», «родители (лица, их заменяющие)»; г) в нарушение п. 31 ст. 2, ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядок перевода на следующий год обучения при наличии академической задолженности определён без учёта обязательных требований; д) в нарушение ч.ч. 1-2, 4 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» договорами неправомерно установлено расторжение договора в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения сторонами своих обязательств.
|
26. |
В нарушение ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 29.05.2014 №785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нём информации» на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет по адресу: http://dshim.uln.muzkult.ru/обязательная к размещению информация размещена не в полном объёме.
|
27. |
В нарушение п. 4 ч. 2 ст. 29, ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Заниматика» реализуется в рамках оказания платных образовательных услуг в отсутствии утверждённого в установленном порядке тарифа.
|
|