1. |
№ 732003445161 от 7 февраля 2020 года
Плановая выездная проверка
Орган контроля (надзора), проводящий проверку
Цель проверки
Федеральный государственный надзор в сфере образования, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ч.1 ст.93; Лицензионный контроль в сфере образования, Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ, ч.1 ст.19 1) Цели проверки: федеральный государственный надзор в сфере образования, лицензионный контроль за образовательной деятельностью, на основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства образования и науки Ульяновской области от 24.10.2019 № 1861-р. 2) Задачи проверки: обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования при организации и осуществлении образовательной деятельности; установление соответствия лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении им образовательной деятельности. 3) Предмет проверки: соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами
Выявлены нарушения
1. |
Сведения об ознакомлении или отказе ознакомления с актом КНМ руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении КНМ, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи
С актом поверки ознакомлена, копию акта с приложением получила
|
1. |
В нарушение ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Положении об аттестации педагогических работников в целях соответствия должности некорректно указан действующий федеральный закон, регулирующий отношения в сфере образования, а также имеется ссылка на утративший силу нормативный правовой акт (приказ Министерства образования и науки РФ «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»); содержание локального нормативного акта противоречит требованиям Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276).
|
2. |
Положение о порядке и основании перевода, отчисления и восстановления обучающихся содержит нарушения законодательства об образовании
|
3. |
Договоры об образовании содержат нарушения законодательства об образовании: а) направленность дополнительных общеобразовательных программ определена в договоре без учёта требований п. 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерством просвещения РФ от 09.11.2018 № 196); б) в нарушение ч. 3 ст. 23, п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» договорами предусмотрено расторжение договора в случае перевода обучающегося для освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и в случае невыполнения обучающихся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы, что не предусмотрено при реализации программ дополнительного образования; в) в нарушение ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не указан конкретный срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).
|
4. |
Локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность коллегиальных органов управления, составлены с нарушением законодательства об образовании: а) в нарушение ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - № 273-ФЗ )в Положении об общем собрании работников образовательного учреждения, Положении о Совете муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Детская школа искусств № 1, Положении о педагогическом совете, Положении о методическом совете, Положении о родительском комитете некорректно указан действующий федеральный закон, регулирующий отношения в сфере образования; б) в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 25, ч. 5 ст. 26, ч. 1 ст. 30 № 273-ФЗ Положение о Совете муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Детская школа искусств № 1, Положение о педагогическом совете, Положение о методическом совете, Положение о родительском комитете противоречат Уставу образовательной организации;
|
5. |
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений содержит нарушения законодательства об образовании: а) в нарушение ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» состав комиссии определён без учёта требований действующего законодательства об образовании; б) в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 25, ч. 5 ст. 26, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» согласно локальному нормативному акту делегирование в состав Комиссии представителей участников образовательных отношений из числа педагогических работников осуществляется общим собранием трудового коллектива, не предусмотренного Уставом образовательной организации в качестве коллегиального органа управления.
|
6. |
Устав образовательной организации содержит нарушения действующего законодательства: и) в нарушение ч.ч. 8, 9, 12 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее № 273-ФЗ) порядок отчисления обучающихся как мера дисциплинарного взыскания определён в Уставе без учёта требований действующего законодательства, в том числе Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15.03.2013 № 185); к) в нарушение п. 2 Правил оказания платных образовательных услуг (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706) Уставом к платным дополнительным образовательным услугам отнесено написание сценариев различных мероприятий, проведение концертов, мастер-классов, творческих встреч, сдача в аренду имущества, оказание посреднических услуг и др.; л) в нарушение ч.ч. 1, 4 ст. 91 № 273-ФЗ согласно Уставу МБУ ДО ДШИ № 1 имеет право сотрудничать с другими образовательными учреждениями в целях реализации дополнительных образовательных программ согласно договору с ними, а также открывать классы в других образовательных и иных учреждениях, организациях;
|
7. |
В нарушение ч.ч. 3, 6 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приказом директора состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений определён без учёта требований действующего законодательства.
|
8. |
Локальные нормативные акты, регламентирующие приём обучающихся, содержат нарушения законодательства об образовании: а) в нарушение ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - № 273-ФЗ ) в Положении о приеме детей на обучение по дополнительной общеразвивающей образовательной программе в области музыкального или хореографического искусства имеется ссылка на утративший силу нормативный правовой акт (Приказ Министерства культуры РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»); б) в нарушение ч. 2 ст. 75 № 273-ФЗ Положением о приеме детей на обучение по дополнительной общеразвивающей образовательной программе в области музыкального или хореографического искусства ограничен возраст поступающих: предусмотрен только приём детей от 6 лет 6 месяцев до 14 лет; в) в нарушение ч. 4 ст. 22 № 273-ФЗ в соответствии с Положением о приеме детей на обучение по дополнительной общеразвивающей образовательной программе в области музыкального или хореографического искусства, Положением о приеме и порядке отбора детей в целях обучения по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе «Хореографическое творчество», Положением о приеме и порядке отбора детей в Детскую школу искусств № 1 в целях обучения по дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства количество детей, принимаемых в ДШИ для обучения, определяется без учёта специфики муниципальной образовательной организации: в соответствии с государственным (муниципальным) заданием на оказание государственных (муниципальных) услуг, устанавливаемым ежегодно учредителем;
|
9. |
Правила внутреннего распорядка обучающихся содержат нарушения законодательства об образовании: а) в нарушение ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» некорректно указан действующий федеральный закон, регулирующий отношения в сфере образования; б) в нарушение п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» продолжительность перемены установлена без учёта государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; в) в нарушение п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право обучающихся на перевод в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, порядок которого не предусмотрен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
|
10. |
В нарушение п. 17 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не обеспечено право обучающихся на участие в управлении образовательной организацией.
|
11. |
В нарушение ч. 2 ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Положение о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых МБУ ДО Детская школа искусств №1 г. Димитровграда (утв. директором 30.08.2019) неправомерно устанавливает предоставление за дополнительную плату обучающимся за счет бюджетных средств отдельных учебных предметов, учебных курсов, факультативов.
|
12. |
Приём обучающихся проводится с нарушением требований законодательства об образовании: а) в нарушение ч.ч. 1, 4 ст. 53 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - № 273-ФЗ )приказы о зачислении отдельных обучающихся издаются в отсутствии заявлений их родителей (законных представителей); приказом директора от 31.08.2019 № 14 д/у «О зачислении учащихся» отдельные учащиеся повторно зачислены в образовательную организацию на первый год обучения; б) в нарушение ч. 6 ст. 83 № 273-ФЗ приём на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам осуществляется без учёта требований Порядка приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств (утв. приказом Министерства культуры РФ от 14.08.2013 № 1145 по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации);
|
13. |
В нарушение ч. 3 ст. 30, ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» документы, подтверждающие учёт мнения совершеннолетних обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, отсутствуют.
|
14. |
В нарушение ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нём информации» на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет по адресу: https://dshi1.uln.muzkult.ru обязательная к размещению информация размещена не в полном объёме.
|
15. |
Устав образовательной организации содержит нарушения действующего законодательства: а) в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 25, ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее № 273-ФЗ) согласно Уставу изменения и дополнения в него принимаются на общем собрании трудового коллектива Школы, однако п. 6.5 Устава в качестве органа управления предусмотрено Общее собрание работников Школы; предусмотрено право родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией в форме, определяемой Уставом (родительские собрания), однако родительские собрания не предусмотрены п. 6.5 Устава в качестве органа управления; не определён срок полномочий коллегиальных органов управления и порядок принятия решений методическим советом; б) в нарушение п. 3 ч. 2 ст. 25, ч. 3 ст. 108 № 273-ФЗ Уставом предусмотрено право образовательной организации реализовывать дополнительные образовательные программы художественно-эстетической направленности, обучение по которым в настоящее время законодательством в сфере образования не предусмотрено; в) в нарушение ч. 1 ст. 4 № 273-ФЗ некорректно указан действующий федеральный закон, регулирующий отношения в сфере образования;
|
16. |
В нарушение п. 15 ч. 1 ст. 34, п. 2 ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» договор о предоставлении платных образовательных услуг содержит непредусмотренные действующим законодательством в сфере образования права обучающихся и основания для прекращения образовательных отношений (право на перевод в другую образовательную организацию, отчисление обучающегося по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана).
|
17. |
В нарушение ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» информация, размещённая на официальном сайте, в установленный срок (в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений) не обновляется.
|
18. |
В нарушение п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отдельным обучающимся, зачисленным на повторный год обучения по образовательной программе, не обеспечено право на обучение по индивидуальному учебному плану.
|
19. |
Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым должностям в учреждении проводится с нарушением требований Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276) (далее - Порядок): а) в нарушение п. 9 Порядка сведения об ознакомлении педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список педагогических работников, подлежащих аттестации, график проведения аттестации педагогических работников, не позволяют установить фактический срок ознакомления педагогических работников не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации (отсутствует дата ознакомления); б) в нарушение п. 10 Порядка педагогическими работниками оформляется заявление о проведении аттестации в целях соответствия занимаемой должности, работодателем вместе с представлением оформляется характеристика на аттестуемого педагогического работника; в) в нарушение п. 13 Порядка в представлении предусмотрено, что решение о проведении аттестации в присутствии/без присутствия педагогического работника принимается работодателем, аттестация проводится без участия педагогического работника; г) в нарушение п. 20 Порядка в личных делах отсутствуют выписки из протоколов, результаты аттестации оформляются приказами о присвоении категории и о соответствии занимаемой должности.
|
|